Храм Христа Спасителя. Проповедь Протоиерея Андрея Овчинникова после Божественной Литургии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Верую, Господи, помоги моему неверию.»
Эти слова как стон человеческого сердца, пораженного скорбью, стоят в центре евангельского события, о котором мы сегодня читали на воскресной Божественной Литургии.
Эти слова произнес отец, у которого был бесноватый сын. Это событие произошло одновременно с Преображением Господним. Только Господь воссиял и преобразился на горе, а вот это событие произошло на земле, у подножия Фавора.
Господь оставил на земле девять учеников, с тремя Он был наверху. И вот эти девять апостолов не смогли изгнать беса из несчастного больного отрока. И вот слова, которые произнес отец – они очень близки каждому из нас, потому что наша вера тоже нуждается в укреплении, потому что она очень слабая, она постоянно колеблется, обуревается всякими искушениями.
Самое печальное, что наша вера оторвана от нашей жизни, она почти мертвая и бесплодная. Поэтому сегодня на проповеди нам уместно поговорить о том, каким же образом мы можем укрепить нашу веру.
Это – самая главная проблема нашей христианской жизни, о которой мы должны переживать и думать. Потому что без веры Богу угодить невозможно – это слова апостола Павла из «Послания к евреям».
Итак: первое средство укрепления веры нам показано в Евангелии в словах несчастного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию.» Эти слова являются самой краткой молитвой обращенной ко Христу. Первое средство укрепления веры – это молитва.
Мы должны верить, что источником всякого блага является Бог. Вера – это есть благодатный плод, духовное дарование Божие, которое дается человеку, который стремится к этому дару.
А вот молитва – это путь и средство для того чтобы стяжать этот благодатный дар. Поэтому мы должны постоянно, может быть, первым прошением во всякой молитве обращаться к Богу со словами: «Господи, умножь мою веру, сделай ее живой, сделай ее состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть».
Нам могут возразить: «А как я могу молиться, когда у меня нет этой самой веры? Когда мое сердце потеряло связь с Богом. В нем я не чувствую Его присутствия». И вот здесь надо понимать значение христианского подвига.
Веришь ты или не веришь, коснулась твоего сердца благодать Божия или не коснулась – ты должен трудиться в молитве. Для новоначального христианина иного пути нет.
На первых порах необходим труд, иногда кажущийся бесплодным, однообразным, совершающийся ежедневно без особых результатов. Но это не так. Господь ждет нашей верности. Господь хочет, чтобы мы проявили терпение, Господь хочет, чтобы мы показали, что мы действительно Его любим.
И вот если человек верен будет в малом своем подвиге, Господь обязательно придет к нему на помощь. Он всегда стоит рядом с нами, Господь не хочет чтобы какие-то страдания, скорби бессмысленные, несчастья были у человека — ничего подобного.
Он хочет дать человеку только одну радость, одно счастье и даже блаженство. Но с нашей стороны необходимо малое усилие, необходим христианский труд. И вот это первый шаг, который мы должны делать на пути обретения веры.
Вторым средством укрепления веры является видимый пример. Если бы рядом с нами жил бы настоящий христианин, мы бы тоже такими стали. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Одно из самых тяжелых испытаний, которые выпали на нашу долю – это отсутствие примера.
Еще пророк Давид восклицал, что оскудел преподобный. И вот нам попустил Господь жить в такое время, когда вокруг нас мы почти не видим примера христианской жизни – нет юродивых, нет старцев, нет подвижников, нет святых. Может быть, они, конечно, и есть, но, согласно изречениям святых отцов древнего времени, они, эти люди, спасаются исключительно смирением.
Может быть, они есть среди нас, но мы их не видим, потому что святой человек – он, в первую очередь, смиренный и все свои подвиги он совершает тайно – для Бога.
Что нам остается делать? Нам необходимо обращаться к книге. Не было в истории Церкви времени, когда бы на прилавках храмов было такое количество замечательной душеспасительной литературы. И не было такого времени, когда бы люди проявляли такое безразличие и равнодушие к изучению своего Православия.
Мы должны постоянно читать о христианстве из самых разных источников, начиная со Священного Писания и кончая замечательными православными журналами, адресованными православным женщинам, молодежи, детям.
Это все – благодатная пища, которая укрепляет нашу веру. И без труда мы эту веру никогда не укрепим. Если нужно стремиться к доброму примеру, постараться его увидеть и запомнить, то также очень важно беречься соблазна, беречься негативного влияния на наше сердце, на нашу волю.
И тот же пророк Давид говорит, что с преподобным будешь преподобным, а вот с мужем лукавым развратишься. И часто мы забываем об этом предостережении.
Вера, пусть слабая, нуждается в бережном охранении. А похищается это сокровище с помощью людей, которые от этой веры отвернулись, которые строят свою жизнь не по воле Божией, а по воле диавола.
К сожалению, таких вокруг нас очень много, и часто мы не замечаем этой опасности, а ведь один пустой разговор, когда священные вещи осмеиваются, или о них говорят со скептицизмом, могут посеять в нашем сердце страшные семена сомнения.
Мы должны очень внимательно смотреть с кем мы общаемся, кто наши друзья. Мы должны беречься.
И, наверно, для христианина самое спасительное состояние – это одиночество, но не просто с самим собой, а с Богом.
Слово монах от греческого слова «monos» означает «один», но не с самим собой, а с Господом. И нам, живя в такое время, полезно поменьше общаться с людьми, а побольше обращаться к Богу – Он наш самый лучший друг, Он наш самый верный помощник, Который нас никогда не предаст, не отвернется и всегда придет на помощь.
И, наконец, третье средство, которое может укрепить нашу веру – то, о котором говорится во многих книгах… Но сегодня хочется привести пример не из Патериков, а из замечательного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В этом романе есть глава, которая называется «Неверующая дама». Речь идет о старце Зосиме – этот прекрасный образ взят из реальной жизни – говорят, что Достоевский писал своего старца Зосиму из созерцания преподобного Амвросия Оптинского.
Так вот к этому старцу приходило множество людей, и однажды пришла богатая помещица, которая стала говорить о том, что она теряет веру в свою бессмертную душу, в вечность и в Самого Бога. И она просила старца дать ей совет – как ей обрести веру.
И вот Достоевский говорит устами старца Зосимы прекрасное назидание, которое нужно каждому из нас усвоить. Он говорит, что вера обретается на путях стяжания деятельного любовного опыта, то есть тогда, когда человек сам упражняется в деятельной любви. Постоянно пытается исполнить эту самую главную евангельскую заповедь.
Эта дама говорила, что ей хочется – в порыве духовного вдохновения – стать медсестрой, работать в лазарете, ухаживать за ранеными, кормить их из своих рук, но она при этом сказала – при одном условии – когда будет благодарность за подвиг.
А вот мы должны совершать свой христианский подвиг не ожидая награды на земле. Потому что Господь хочет чтобы наше сокровище сохранялось на небесах.
Итак: опыт деятельной любви — от каждого дела мы можем приобрести себе крупицу христианского опыта. Опыт – это вещь бесценная. Никакие искушения, никакие наветы и разговоры не смогут увлечь человека от того, что он сам лично пережил.
Вот почему мы и говорим, что христианство – это постоянная практика, постоянное накапливание опыта – религиозного, покаянного, молитвенного, благодарственного. И вот когда человек почувствует этот опыт – у него действительно окрепнет вера.
Уже никто не сможет его переубедить в том, что есть Бог, что Этот Бог есть сама любовь, что Этому Богу можно молиться, и Он слышит наши молитвы. О том, что есть вечность, что душа бессмертна – вот эти вещи христианин должен еще в этой жизни опытно пережить.
И тогда его вера укрепится. Поэтому в сегодняшний день нам Церковь преподносит прекраснейший урок, который виден на примере отца бесноватого отрока. Да, он был слаб в вере, но он не отчаивался, он не опустил руки, он обращался к Богу с молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И вот такой молитвой мы тоже должны постоянно обращаться к Богу. И тогда Господь нас услышит, придет в наше сердце со своей благодатью, и наша вера укрепится – она станет живой и будет выражаться в наших делах. Аминь.
………………………………………..
Если вы хотите научиться глубоко и сильно молиться, избегая множества ошибок и препятствий в общении с Богом, в получении для полноценной жизни силы благодати, то получите мой видеокурс «СИЛА МОЛИТВЫ. Как сделать молитву сильнейшим инструментом преобразования жизни», нажав на банер ниже
Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева
«Господи, умножь мою веру, сделай ее живой, сделай ее состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть Благодарю
Верую Господи, помоги моему неверию.
Спасибо за статью.
Пожалуйста 🙂 Храни вас Бог!
Верую, Господи! Помоги неверию моему. Спасибо!
Пожалуйста 🙂 Храни вас Бог!
Спасибо, Вам огромное за живительный источник!
Спасибо и вам за добрые слова. Храни вас Бог!