Люди в Раю. Каким был Адам — все его способности и задачи (естественная природа)
«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».
Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:
«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».
Святой Макарий Великий добавляет: «Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».
Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.
Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.
«Но и в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15)», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Что это означает? Святитель Игнатий утверждает, что Адам должен был познать Бога через рассматривание Божественного творения: «Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания».
Человек был призван привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек должен был преодолеть в себе разделенность мира. Свой ум и чувства устремлять к Богу, достигать обожения, сообщать потоки благодати ниже лежащей твари и, таким образом, вести мир к большему совершенству. Даже сейчас мы знаем примеры множества святых, к которым тянулись животные: это и Игумен земли Русской Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский. Многие святые даже напрямую повелевали животным. Вот, например, недавно была память святого Власия, который повелел волку принести украденную овцу обратно вдовице.
И во многих домах, как мы знаем, можно такое наблюдать: в одних домах животные ласковые, и цветы любые растут, что ни посади. А в других – все вянет. Мысли людей влияют и на природу. Об этом пишет сербский старец Фаддей Витовницкий в своей книге «Каковы твои мысли – такова и жизнь твоя».
Завет с Богом. Обязанности первых людей
Первой обязанностью Адама было не вкушать с древа познания добра и зла. Зачем был нужен запретный плод? Плоды с древа познания добра и зла были такими же, как другие плоды в райском саду, или другими? Они были точно такими же. Запретный плод был дан, чтобы сподвигнуть человека на упражнение к добродетели. Можно, например, такой же условный запрет сделать здесь, в этом зале: все картины разрешено трогать, а полотно с изображением Патриарха нельзя. И ребенку мы тоже что-то разрешаем, а что-то запрещаем и через это его воспитываем. Малышу, скажем, позволено играть с кубиками, но не разрешается играть с папиными документами. И на этом строится любая педагогика.
Этот первый договор, первый завет должен был привести человека в добродетельное состояние. Вот как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин: «Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм; то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Заповедь для Адама была кадилом, чтобы ею вошел и пред лице Сокровенного, в сокровенный храм».
Добродетели естественны для человека. «Ибо когда Бог сотворил человека, – говорит авва Дорофей, – Он всеял в него добродетели, как и сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26).
Сказано: по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели (…). Страсти же не принадлежат нам по естеству». Адаму был дан образ, а подобия он должен был достигнуть.
Адам после грехопадения (падшая природа)
До грехопадения благодать действовала на человека преображающее, пронизывая ум, волю и чувства. После грехопадения нарушился естественный порядок, иерархия в душе. Ум, воля и чувства стали подобны лебедю, раку и щуке. «Разделяй и властвуй» – такой принцип был реализован на человеке. Человек стал отделен от Бога, прячется от него. Возникло разделение в природе, разделение между людьми. Ум человека стал оторван от Бога, воля стала склоняться ко злу, чувства – стремиться к тому, что разрушительно для его души. Теперь мы вынуждены учиться, чтобы узнать Бога: оканчивать семинарию, богословские курсы.
Наш современник, святой старец Паисий Святогорец, окончил всего три класса. Мы были в Афинском университете, там многие богословы и профессора заимствовали из книг старца Паисия тезисы, которые читали на лекциях. Вот так, человек, окончивший три класса, был научным руководителем у известных богословов и профессоров.
Так как же был наказан Адам? Он был лишен благодати. «Но существенная казнь падшего человека, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святого Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов. От подчинения смерти и греху составные части человека разобщились, стали действовать одна против другой: тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройства». Не просто так говорят: «расстроился»!
Человек лишился общения с Богом, стал предоставлен сам себе. На этом же строится и наказание ребенка. Какое самое распространенное наказание? Ставить в угол. Когда мы лишаем ребенка общения, мы заставляем его задуматься, что же он сделал не так. И если есть с родителями сердечная связь, то это бывает очень болезненно.
Падшему человеку легче совершить зло, чем добро. Что стало естеством Адама? В его душе начали действовать страсти, которые для его природы неестественны.
Однако человек все же остался свободным и после падения, хотя воля его больше склонилась ко злу, чем к добру: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю, – говорит Апостол. – Бедный я человек!» (Рим. 7:19, 24)
И здесь возникает нравственная коллизия. Вот можно ли ребенку позволять предлагать: хочешь – согреши, а хочешь – не греши? Нет. Почему? Потому что зло легче совершить, чем добро. Так как наша природа – падшая, то мы склоняемся более ко злу, а для совершения добра вынуждены делать усилие. А как же быть? Надо ставить выбор между разными видами добра, что ни выберешь – получается добродетель.
Человек может вернуться человеку в свое естественное, добродетельное состояние, через постепенное возрастание в добродетели. Возвращение благодати – это естественный процесс, восстановление красоты и богоподобия души. Интересно, что если в педагогике обычно используется слово «развиваться», то у святых отцов мы его не встречаем. Обычно это слово заменяется словом «становление» – становление личности в добродетели. И в этом – глубокий смысл. Человек не «развивается», лишь только возвращается в нормальное состояние, «устанавливается» в нем. Поэтому задача педагога и пастыря одна и та же: вернуть ребенка или любого человека в нормальное, добродетельное состояние. «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь», – пишет авва Дорофей.
Сверхъестественная природа человека – смысл жизни
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).
Приход в мир Спасителя и искупление человека вернули ему возможность достижения райского состояния. Человек вновь через работу над собой и Таинства Церкви может устремиться к богоподобию, это происходит через взращивание добродетели. Богоподобие – сверхъестественное состояние человека. «Ум человека долженствовал быть умом Божиим, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – слово его долженствовало быть Словом, дух его должен быть соединен с Духом Божиим (1 Кор. 6:17), его качества должны быть богоподобными.
Вселение Бога в человека есть вместе и теснейшее соединение Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Пет. 1:4)! Человек, достигший такого состояния, называется богом по благодати! К такому состоянию призваны все мы Творцом при сотворении, в прародителях наших, как возвестил Сам Творец: «Аз рех: бози есте (Пс. 81:6)».
Такое состояние даже выше, чем было у Адама в раю.
«Когда душа взойдет к совершенству Духа, – говорит Макарий Великий, – совершенно очистившись от всех страстей (…), тогда делается она вся светом, вся – оком, вся – духом, вся – радостию, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовию, вся – милосердием, вся – благостью и добротою (…). Люди сии, всячески срастворяемые Духом Святым, уподобляются Христу, непреложно имея в себе добродетели духовной силы».
Каким образом человек приходит в такое состояние? Силой Божественной. Так человек приходит к высшей добродетели – любви. «Совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного. Ум восприемлет все добродетели; но любви духовной никто не может стяжать, если не просветится Святым Духом, во всей полноте ощутительно. Ибо если ум не приимет от Божественного света совершенного богоподобия; то хотя он все другие добродетели возыметь может, но совершенной любви остается еще непричастным; потому что только тогда, как человек совершенно уподобится Божией добродетели (говорю о вместимом для человека подобии Богу), носит он и подобие божественной любви», – писал святой блаженный Диадох.
То есть смысл жизни каждого человека – приобрести добродетели, которые постепенно возводят к высшей добродетели, любви. Так человек становится подобным Богу. И цель педагога, пастыря, родителя – помочь ребенку идти по этому.
Задача православной педагогики
Как приобретается добродетель? «Два пути ведут к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь… Я нахожу, что самый краткий и верный путь – путь любви. Им следуйте и вы…» – учит старец Порфирий Кавсокаливит.
«Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига, подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. – От человека зависит очистить и украсить – и то с помощью Божией – обитель в себе для Бога, пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения».
О чем здесь идет речь? О том, что страсти утихают после того, как Господь дает благодать, а благодать может быть дана и грешному человеку, как только тот смирится и устремится к Богу. Божественная благодать может дать все добродетели сразу, только если человек способен полностью, решительно отвергнуться своей падшей природы и устремиться к своему Создателю. Но такие случаи совершенного самоотвержения встречаются не так часто.
Тем не менее удивительны слова святого Паисия Святогорца о тех, кто обратился от греховной жизни к жизни по Богу: «Блаженны дети, которые «от чрева матери» родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искоренили их в себе и унаследовали Царство Божии в поте лица.
Блаженны дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те обделенные дети, которых не учили ничему полезному (но, напротив, постоянно подталкивали ко злу), но у которых, стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и, повернувшись на сто восемьдесят градусов, они сразу очистили до блеска свою душу и вышли из пределов земного тяготения на духовную орбиту».
Афонские старцы, с которыми мы встречались в прошлом году, говорят, что для того, чтобы человеку отойти от своих прежних привычек, нужно 3–4 года отгороженной жизни с послушанием и ежедневным кропотливым трудом. Бывает, что человек отходит, меняется раньше, но это «скороспелый плод», он совсем не такой.
Так почему же мы не святые? Всего лишь потому, что нам не хватает решимости.