Страх Божий. Состояние раба, наемника и сына по отношению к Богу.

Страх Божий. Состояние раба, наемника и сына по отношению к Богу.

С вами духовный коуч Фатеева Елена.

Многие люди, которые стоят вначале духовного пути задаются вопросом: «Почему я должен бояться Бога, если говорят, что Он есть само добро и сама любовь? Разве эти понятия совместимы?»

Эту ступень проходят многие. И хорошо, когда человек задает себе подобные вопросы с целью разобраться. Данная статья поможет и вам, если вы до сих пор не знаете ответа на этот вопрос. 

Итак. Каждый из нас может находиться на пути духовного развития в 3х состояниях по отношению к Богу: раба, наемника и сына.

Вот что об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»

Раб.

Рабы

Этот человек боится господина (Господа) и не знает его воли. Никогда не получит его наследства. Живет и выполняет необходимое из страха быть наказанным.

Так живут многие верующие.

  • В храм — четко по расписанию.
  • Слова священника — непреложная истина.
  • Все догмы — не обсуждать.
  • Вопросы — не задавать.
  • Самостоятельно — не думать, а то ведь и ошибиться можно. А это страшно! А так мне батюшка все скажет и на все благословит — на каждый мой шаг.
  • Своей ответственности за жизнь — никакой.
  • Постоянная боязнь наказания за грехи от Бога.
  • Рабское состояние сознания.

Такой толпой удобно управлять, и ее часто создают сами служители церкви, не понимая вырождения сути духовного Пути в таких действиях.

Свобода думающих людей вызывает у них ярость и поток обвинений в ереси и прелести.

Это самый низкий и самый детский уровень веры, часто смешанный с фарисейством и внешней фанатичной обрядовостью, однако Господь принимает и его, так как уровни сознания у всех людей разные.

Человек не может сразу подняться на уровень Сына. Мы идем по ступенькам своего духовного развития. Вопрос только с какой скоростью каждый проходит свою пустыню, по которой Моисей водил рабов 40 лет, пока не умерли те, кто мыслил по рабски. И которые просились обратно в рабство Египта из-за привычного им комфорта и нежелания брать ответственность за свою жизнь на себя.

Это человек  Ветхого Завета, часть которого есть в каждом из нас.

………………………………………

Наемник.

Такой человек вступает в отношения с господином (и с Господом) на уровне: ты мне — я тебе. Частично знает волю господина. Корыстен в своих намерениях. Боится потерять то, что уже получает. Хочет Царствия Божия и земных благ в награду за свои усилия. Достаточно  легко может отказаться от своей работы и верности Богу, если предложат лучшее. Может одновременно ходить в храм и в любую оккультную школу, чтобы получить то, что хочет. 

Вера такого человека находится на уровне: «Я тебе, Господи, поставлю свечку, постою на службе, а ты мне дай по моей молитве то, что я прошу. Я буду ходить в храм исправно, если так надо, а от Тебя я жду благ или просветлений, благодати и т.д»

А если этого нет, то начинаются мысли, типа «Бог меня не слышит». Что у Бога есть любимчики, которым Он все дает, а я не из их числа и т.п. До потери веры недалеко.

Бог — это не Бюро добрых услуг и не официант у нас на побегушках.

Это надо уяснить до глубины души. Его Дух дышит где хочет и дает Он нам то, что наиболее полезно для нашей души, даже если это какая-то беда или болезнь. С нашей точки зрения это страдание, а не благо, а с точки зрения Бога — это наше возрастание души или пережигание нашего же накопленного негатива через сложную ситуацию.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. 1 Кор 3, 1

………………………………………….

Сын.

Такая личность  уже знает волю Отца. Он — наследник Его Царствия и возможности творить.

Делает все по потребности и только по любви.

Молитва такого человека — это потребность и состояние души. Поход в церковь — это тоже потребность, с единственным желанием — соединиться с Богом. И из этого состояния уже жить и решать все свои дела.

То есть вернуться в состояние до грехопадения, когда люди жили с полным всепроникающим контактом с Господом.

Постепенно у Сына уходит желание что-то просить. Просто душа отдается Богу полностью. Отдаются все желания. Последнее, что отдается — это свой выбор. То есть полное доверие Богу и принятие от Него всего, что Он пошлет. Это путь к Сыновству через одухотворение и обожение человека.

Яркий пример поведения и мышления Сына:

Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского

 Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

 

В этой молитве употребляется слово «раб Божий», однако здесь это означает не рабское сознание, а состояние полного смирения соработника у Бога.

Эти этапы проходят при воспитании любой добродетели: состояние «рабства»: когда мы наказываем ребенка. К примеру, если ребенок невоздержан, хулиганит в школе, мы лишаем его каких-то утех: конфет, мультфильмов. И этим мы не только наказываем, но и полагаем начало воздержанию. Состояние «наемника»: когда мы поощряем ребенка. Обратная ситуация: ребенок, к примеру, стал примерным в школе, нас больше не вызывают в школу – мы ему дарим сладости или разрешаем подольше погулять на улице. И наконец, состояние «сыновства», когда ребенок без наших поощрений ведет себя примерно, потому что ему начинает нравиться само добро.

Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру: «Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35). Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».

Итак, на основе сказанного давайте разберемся теперь что такое страх Божий с точки зрения Сына.

 И давайте еще немного порассуждаем вообще о разнице поведения верующего и неверующего человека.

Что приобретает человек неверующий?

Немного комфорта. Ему не надо поститься, ходить в храм, ограничивать свои желания и поведение. Живет как умеет и считает, что никому ничего не должен. Ответ ни перед кем не держит.

 Что теряет человек неверующий?

Теряет все. Теряет Вечность.

………………………………………

 Что теряет человек верующий?

Немного комфорта.

Да, надо себя ограничивать в дурных мыслях, чувствах, действиях. Надо уметь держать пост внешний и внутренний, чтобы развивать волю.

Надо достойно проживать ситуации жизни и выходить из них победителем над собой и, надеясь на Бога. Надо посещать храм и участвовать в Таинствах.Надо постоянно учиться молиться и читать, размышлять о духовных вопросах и т.д. 

Что приобретает человек верующий?

Приобретает все. Приобретает Вечность.

……………………….

Поэтому страх Божий — это страх потерять это ощущение Вечности. Страх потерять радость жизни и ценность каждого дня и каждого мига.

 А еще страх Божий — это боязнь оскорбить своим поведением или мышлением Бога, как бы вы боялись оскорбить самого дорогого и любимого вами человека.

…………………….

Приведу для вас еще несколько высказываний Антоний Великого как надо взращивать себя от страха Божия до безусловной любви к Нему.

К страху Божию призывал святой Антоний: «Всегда имейте страх Божий, бойтесь Того, Кто мертвит и живит».

В другом кратком изречении он указывает в страхе Божием источник готовности и годности на все добродетели.

«Страх Божий, – говорит он, – есть начало всех добродетелей и начало премудрости. Как свет, входя в какой-либо темный дом, разгоняет тьму его и освещает его, так страх Божий, когда войдет в сердце человеческое, то прогоняет тьму и возжигает в нем ревность ко всем добродетелям» 

Но все эти поддержки ревности действуют понудительно, влекут совне, хотя устрояются внутри. Надо стяжать внутренних возбудителей ревности, так, чтобы она сама била из сердца, как ключ воды.

 

До этого доводят сердце: 1) ощущения сладости жизни по Боге. Пока не образуется это ощущение, до тех пор ревность наша ненадежна.

Поэтому, когда один брат спросил святого Антония: «Отчего, когда Бог, по всему Писанию, обещает душе блага высшие, душа не бывает постоянно тверда в искании их, а уклоняется к преходящему тленному и нечистому?» – он отвечал: «Кто не вкусил еще сладостей небесных благ, тот не прилепился еще к Богу от всего сердца своего, потому и возвращается на тленное.

 

Но пока достигнет кто такого совершенства, должно работать Богу из покорности святой воле Его, так чтобы таковой с пророком говорил: скотен бых у тебе (Пс 72, 23), то есть я работал Тебе, как подъяремное животное»

 

Отсюда: 2) любовь к Богу – еще сильнейший возбудитель ревности.

Святой Антоний сам по себе знал, что любовь сильнее страха, и говорил: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его (то есть не страхом побуждаюсь, как держать себя, но любовью), ибо любы вон изгоняет страх (1Ин. 4:18)»

И других убеждал он, чтобы более всего воспитывали в себе любовь к Богу как силу несокрушимую и неотпадающую.

Так, когда однажды спросили его братия: «Чем лучше можно угодить Богу?» – он ответил: «Самое угодное Богу дело есть дело любви. Его исполняет тот, кто непрестанно хвалит Бога в чистых помышлениях своих, возбуждаемых памятью о Боге, памятью об обетованных благах и о всем, что Он для нас совершить благоволил.

От памятования о всем этом рождается любовь полная, как предписывается: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея и всею силою твоею (Втор. 6:5) и как написано: якоже желает елень на источники водныя, тако желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2).

Вот дело, которым должны мы благоугождать Богу, да исполнятся и в нас слова апостола: кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или беда, или меч? Ничто же (Рим 8:35, 39)»

От сей или вместе с нею приходят: 3) радость доброделания и пребывания в порядках Божиих, которые в свою очередь становятся возбудителем ревности.

Сюда относится и следующее изречение святого Антония.

Спросили его: «Что есть радость о Господе?» Он ответил: «Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию – вот что есть радость о Господе. Ибо когда исполняем Его заповеди, нам должно радоваться; напротив, когда не исполняем их, должно нам печалиться. Поэтому постараемся исполнять заповеди с радостью сердца, чтобы взаимно соутешаться в Господе. Только всячески при этом будем опасаться, чтобы, радуясь, не вознестись гордостью, но все упование свое возлагать на Господа» 

Поверните свое мышление в эту сторону и вопросы о страхе Божьем встанут на свое место.

Оставляйте комментарии и поделитесь с друзьями, если статья и видео были вам полезны.

………………………………………..

 

разделитель

Если вы хотите научиться глубоко и сильно молиться, избегая множества ошибок и препятствий в общении с Богом, в получении для полноценной жизни силы благодати, то получите мой видеокурс «СИЛА МОЛИТВЫ. Как сделать молитву сильнейшим инструментом преобразования жизни», нажав на банер ниже

Стрелка движение

 

СИЛА МОЛИТВЫ

 

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:

1 комментарий к “Страх Божий. Состояние раба, наемника и сына по отношению к Богу.”

  1. Очень полезная статья. Эту информацию я слышала от Елены и на вебинарах. Удивляет точность и мудрость такого анализа. Как часто мы скатываемся в ту или иную плоскость верования в Бога. А вот найти золотую середину — для этого нужен труд. Но это важно понять, чтобы двигаться в истинном направлении. Спасибо, Елена!

    Ответить

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.