Биография праведного Иоанна Кронштадтского
Прежде, чем наказать народ Свой за его сугубые грехи, Господь Вседержитель, будучи милосердным и милостивым, посылает к этому народу пророков, которые обличают грехи людей, призывают их к покаянию и исправлению, угрожая им в противном случает тяжкой карой Божией. Так было перед ассирийским пленом Израиля (VIII век до Р.Х.); так было перед вавилонским пленом иудеев (VII до Р.Х.); так было и перед тем пленом, в который пошла Россия и русский народ с 1917 года.
Годы жизни
1 ноября 1829 – 2 января 1909 гг.
Житие святого
Одним из таких пророков был св.прав.Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев). Он родился 19 октября 1829 года в с.Сура Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Младенец был настолько слаб, что «ради страха смертного » его тут же поспешили крестить. Однако Таинство Крещения оказало свое благодатное действие, и ребенок стал быстро поправляться.
Его благочестивые родители узрели в сем особый знак благоволения Божия к своему сыну, поэтому с детства начали готовить его к священническому служению. В частности, отец Иоанна всегда старался брать его с собой в храм Божий, чем привил ему любовь к богослужению, особенно к Божественной литургии. Что, как мы увидим ниже, имело громадное значение в духовной жизни будущего святого праведника.
Благодаря чему он настолько успешно закончил Архангельские приходское училище и семинарию, что был принят на казенный счет в С.-Петербургскую духовную академию. Учебу в которой Иоанн сочетал с работой в ее канцелярии, посылая весь свой заработок овдовевшей матери. В это же время он начинает задумываться над тем, какое самоотверженное служение в дальнейшем ему следует избрать?
И это было открыто ему Богом в пророческом сне, в котором он увидел себя священником, служащим в св.Андреевском соборе г. Кронштадта, в коем он до этого никогда не бывал. Посему, когда после окончания академии ему было предложено вступить в брак с дочерью протоиерея сего храма К. Несвитского Елисаветой, чтобы затем стать там священником, он поступил именно так.
И этот выбор действительно оправдался тем, что, впервые войдя в св.Андреевский собор, о.Иоанн с содроганием убедился, что это именно тот храм, который он видел не только в своем вещем сне, но и представлял его именно таким в своих детских видениях.
Супружество
Что же касается брака, то в первый же день его он сказал своей молодой жене:
— предложив ей жить в чистоте и воздержании от плотских отношений, как потом и было.
Но тогда зачем надо было жениться, — спросит иной малосведущий читатель? Дело в том, что в Русской Церкви издавна (с собора 1503 г. или даже ранее) существовало правило обязательного брака белого духовенства. Вплоть до того, что овдовевшие священники и диаконы должны были принимать монашество или лишаться сана. Естественно в подавляющем большинстве случаев избирали первое.
Православная Церковь, в полном отличие от горделивой католической с ее целибатом, смиренномудро рассудила, что священнослужителям, живущим в миру и подверженным его соблазнам, особенно эротическим, гораздо легче воздержаться от блудных грехопадений, будучи женатыми. Ведь брак – это естественное средство для борьбы с блудом (ср.1 Кор.7: 1-7).
Вот почему Иоанну Сергиеву, чтобы стать священником, по церковным правилам надо было сначала жениться. Однако же, если он хотел остаться девственником и жить аскетической жизнью, то почему же не принял монашество? Утверждают, что он хотел быть не монахом, а именно священником, чтобы служить людям — но, думается, это лишь часть истины.
На самом деле о.Иоанн говорил о себе, что он не аскет. Странно слышать это от подвижника, который, не говоря уже о всех остальных его подвигах, каждый день служил Божественную литургию. Любой священник, если он, конечно, действительно священник знает, сколько духовных, душевных и телесных сил требует это служение! Так что совершать такую службу каждый день — это уже само по себе величайшая аскеза. Что же имел в виду праведник, говоря о себе, что он не аскет?!
Вот тут-то читатель будь внимателен, ибо сим св.Иоанн Кронштадтский открывает нам особый, крайне необходимый нам путь Божий, ведущий не только к спасению, но и к совершенству. Для того, чтобы понять это, сначала скажем несколько слов о том, чем по сути является аскеза в Православии.
Она необходима для того, чтобы не только победить грех, но и искоренить из своей души корень греха – страсти, гнездящиеся в сердце:
Когда православный подвижник путем длительной аскезы очищает свое сердце от всей сей скверны – он становится бесстрастным. Что великий аскет и учитель монашества преп.Иоанн Лествичник называл целью христианского подвижничества и почитал бесстрастие гораздо выше, чем дар чудотворений.
Но что дает такое очищение сердца христианину? Во-первых, он может узреть Бога, ибо «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5: 8). Ведь Господь при сотворении человека дал ему не только телесные, но и духовные очи, коими тот может видеть Его. Но как бывает с первыми, когда они болеют, то зрение притупляется, а иногда человек совсем слепнет, так стало и со вторыми. По причине болезней духовных, т.е. наших грехов и страстей, мы перестали видеть Бога. Когда же от оных избавляемся, то естественно можем Его узреть.
Во-вторых, что еще важнее, христианин начинает исполнять обе основные заповеди закона Христова о любви к Богу и ближнему:
Почему это происходит? Потому что любовь к Богу была естественно вложена Им в душу и сердце человека еще при творении. Но по причине множества грехов и страстей мы эту любовь утеряли. И действительно, поглядим-ка как называются три главные страсти, к коим сводятся все остальные – эти три страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
Видите, корень каждого этого слова «любие», т.е. любовь. Вот так-то вся та способность любить, которую естественно имеют наши душа и сердце, и которая должна направляться ко Господу, уходит «налево»: на земные сласти; на имущественные стяжания; на славу человеческую, — а Богу не остается ничего. Поэтому грешник, особенно одержимый страстями, Его не любит.
Но когда христианин-подвижник начинает искоренять из своего сердца страсти, то естественно действующая в его душе сила любить снова возвращается к своему естественному действию, т.е. к любви Божией! Именно так оная достигается путем аскезы; а не так, как мнят некоторые в наше время. Кои, не имея этой любви, пытаются искусственно «выдавить» ее из своей души, наподобие того, коим образом зубную пасту выдавливают из тюбика.
Беда нашего времени, однако, состоит еще и в том, что наше подвижничество, по причине особых бесовских ухищрений (о чем подробнее пишется на сем сайте в рубрике «Это интересно»), часто бывает безуспешной — особенно в вышеозначенном отношении. Думается, провидя это, Господь в лице св.Иоанна Кронштадского показал нам иной путь к спасению.
Ведь в юности Иоанн Сергиев не был особым аскетом, откуда же у него все последующие добродетели: девство, нестяжание, смиренномудрие? По-видимому, оттого, что с детства он Духом Святым получил особый дар любви Божией (ср.Гал.5: 22). Которая, чудесным образом водворяясь в душе человека, сама по себе иссушает страсти, искореняет их, отбирая у них этот самый их вышеозначенный корень «любие», потому что теперь естественная вожделевательная сила души (т.е. способность любить) сверхъестественным образом отторгается от страстей и направляется к Богу.
Можно сказать и о том, как св.Иоанн получил этот дар — чрез Таинства Покаяния и, особенно, Евхаристии; помните, отец с детства постоянно приводил его в церковь, где он часто причащался. Но не заблуждайся, читатель! Этот дар дается не чрез частое и, тем более, не чрез сверх частое причащение. Необходимое и достаточное условие его получения те же, что и со времен основания христианства. А именно: строго православная вера (обязательно без всяких осиповых и кураевых) и ее исповедание, особенно в отношении Таинства Евхаристии, а также непрестанное стремление к добродетели.
Да, нам трудно, иногда и невозможно достичь последней, но это не значит, что мы, сложив свои аскетические оружия, должны отказаться от стремления к ней. Ибо не будет угоден Царю такой слабенький, нестойкий солдатик – трус и дезертир; зато Он похвалит того настоящего воина, который сражается до конца, даже несмотря на кажущееся абсолютного превосходство противостоящего ему врага!
И откуда ты знаешь, малодушный, может быть в тот самый час, когда ты хочешь окончательно отказаться от своего малого христианского подвига, может быть именно в этот час Господь желает дать тебе Свой драгоценный дар любви к Богу и людям?!
Теперь, читатель, ты понял, в каком смысле св.Иоанн Кронштадтский говорил о себе, что он не аскет?! Потому что он получил сие бесценное сокровище любви к Богу не обычным, вышеуказанным путем аскезы, а сверхъестественным образом, как особый благодатный дар Божий.
Однако надо сказать и то, что свойство сего дара таково, что он, порождая ревность по Богу, понуждает христианина к величайшим аскетическим подвигам – настоящему добровольному мученичеству; собственно, и сами христианские мученики, отрекаясь от мира, принимали страшные страдания за Христа из-за величайшей и ревностной любви к Нему:
Ибо
Свидетельства о жизни, служении и исповеди прав. Иоанна Кронштадтского
Вот как описывается всего один день жизни, в период уже всероссийской славы, сего добровольного мученика, праведного Иоанна Кронштадтского в его житии: «Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени.
Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.
Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась.
По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении.
Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе – это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся.
А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания.
Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры.
Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.
Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!
Но и самая слава о. Иоанна была его величайшим подвигом, тяжким трудом. Подумать только, что ведь всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Почитатели его бросались даже за быстро мчавшейся каретой, хватая ее за колеса с опасностью быть изувеченными».
Ведь любовь к Богу порождает и любовь к ближнему. И не случайно Господь поставил обе эти заповеди рядом (ср.Мф.22: 37-39). Авва Дорофей объяснял сие с помощью такого своеобразного геометрического примера. Представим себе круг, центром которого является Бог, а люди располагаются на окружности. И пусть любовь тут измеряется величиной обратно пропорциональной расстоянию. Тогда чем ближе человек в этом круге к его Центру-Богу (т.е., чем выше в нем любовь Божия), тем ближе он на окружности и к своим ближним, т.е. тем больше его любовь к ним.
И таков был о.Иоанн Сергиев уже в самом начале своего служения в Кронштадте. Городе, который был своего рода криминогенной зоной, поскольку являлся местом выселки из столицы разного рода нежелательных элементов.
К тому же, русские люди, из-за развития промышленности в то время, оторванные от земли и привычного им сельского патриархального быта, вынужденные тяжело трудиться на различных заводах и фабриках, из-за этого теряли веру, часто спивались и т.д. Вот к таким-то падшим людям с деятельной проповедью любви к ближнему и обратился о.Иоанн, говоривший:
О помощи людям
К какому благотворному результату это приводило, видно из умилительного рассказа одного ремесленника:
Сострадательная пастырская любовь понуждала о.Иоанна жертвовать таким несчастным обездоленным людям всем, чем он мог. Он часто возвращался домой раздетым и даже без сапог, отдавая и последнее бедным. Им же он почти сразу раздавал свое жалование. Многие почитали его за это юродивым, ненормальным. И он воистину был именно таким, и не только он, но и все святые, все они были не нормальными, потому что стояли неизмеримо выше нашей пошлой и тусклой «нормальности»!
И такой подвиг не бывает зря. Ибо «верный в (своем) малом и во многом верен» (ср.Лк.16: 10); таковому его Господин говорит:
Пришло время, и св.Иоанн Кронштадтский, ничего не имея, стал распорядителем громадных материальных средств, которые в качестве пожертвований шли к нему, как безмездному и милосердному пастырю, со всех концов России: как от миллионеров, так и от простых людей. И все это он тут же, без остатка раздавал нищим и нуждающимся.
Известен случай, когда некий богатый купец, стоя в толпе людей, чрез которую проходил о.Иоанн, вручил ему пакет с деньгами, который тот тут же передал какому-то стоящему рядом бедняку. «Батюшка, да там же тысяча рублей (около 40000 долларов в наше время)», — воскликнул взволнованный купец. «Его счастье», — без малейшей тени сожаления ответил нестяжательный пастырь!
Как говорится в его житии: По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение – «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Воистину все это было по слову апостола:
Дар чудотворений
Но не только это дает Господь любящим Его. Ибо таковым Он обещает:
Дает Он любящим Его все, чего они не пожелают: не только естественные, но и сверхъестественные дары, в частности, благодать чудотворений.
Кою и св.Иоанн Кронштадский получил из-за своей сострадательной любви к ближним и желания помочь им, особенно болящим, в их страданиях и нуждах. Как говорится в его житии: «По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно.
Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось…. По молитве о. Иоанна прозревали слепые.
Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву.
О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев».
Особенно примечательно последнее, свидетельствующее о том, что святой достиг того величайшего духовного состояния любви милующей, к коей Сам Господь нас призвал:
Ну а враги, «естественно», платили святому злом за добро, ненавистью за любовь, первым делом организовав настоящую компанию клеветы против него. Бессребреника, нестяжателя, как и водится у нечестивых, обвиняли в стяжательстве, так сказать, в богатчестве и т.д. «Жаренные факты» буквально высасывались из пальца.
К примеру (причем, это реальный и распространенный тогда, да и сейчас, случай) приходит в редакции тогдашней желтой газетки новый сотрудник. Ему тут же дают задание: написать разгромную статью типа фельетона «об этом Иоанне Сергиеве». «Да я же о нем ничего не знаю», — сопротивляется новичок. «Какой же ты журналист, если у тебя нет фантазии», — поучают его опытные, хотя и желторотые, журналюги! Вот так ковали разоблачительно-фантастические рассказы об о.Иоанне тогдашние мулаты печатного цеха.
Почему мулаты, спросит читатель? Во-первых, потому, что своим лицом или, лучше сказать, личиной они похожи на черную рожу отца своего диавола (ср.Ин.8: 44). А во-вторых потому, что сами-то они все-таки белые, но рты у них даже не желтые, а черные!
Изощренной диавольской клеветой на праведника была и секта лукаво носящих его имя «иоаннитов». Многие упомянутые «мулаты», особенно из борзописцев, вменяли это о.Иоанну в укор. Хотя на самом деле он не имел абсолютно никакого отношения к возникновению и деятельности этой секты. Но, наоборот, всячески осуждал и запрещал ее!
Но эта клевета была лишь цветочками той сатанинской ненависти к праведнику. Вот еще одно свидетельство того времени:
Пророчества о России
Обладавший пророческим даром св.Иоанн Кронштадтский провидел все те чудовищные бедствия, которые несла России и ее народу будущая революционная смута. И неоднократно пророчески предупреждал об этом:
Но отменить действие Промысла Божии в отношении Царей и Отечества даже такой великий святой не мог. Так в октябре 1894 года он смог лишь облегчить страдания умирающего Государя Александра III, но не смог восставить его от одра болезни, возможно, тем самым хотя бы отчасти изменив и будущую печальную судьбу России и русского народа.
Покушение
Но, думается, не имея возможности ее изменить, св.Иоанн Кронштадтский, по крайней мере, ее отсрочил. Во всяком случае первая революция, точнее, мятеж 1905 года, начавшийся еще при его жизни и, думается, его молитвами закончился поражением мятежников. Люто ненавидевших праведника до такой степени, что они попытались его убить.
Вот свидетельства очевидцев и современников того события:
А вот свидетельство весьма информированного князя Ф. Юсупова:
Кончина праведника
Поэтому можно сказать, что его смерть, которая последовала 20 декабря/2 января была мученической. Всю жизнь он был исповедником Христовым, оставив нам это свое исповедание в виде книги «Моя жизнь во Христе», и умер мученически!
Необычайным было и его погребение. Вот как описывают его очевидцы:
День празднования памяти
Всенародное почитание праведника как святого, сопровождаемое обилием чудес по молитвам к нему, началось сразу после его блаженной кончины.
Его память 2 января – в день мученической смерти.
Иконы и прижизненный портрет
Иконографически святой, учитывая вышеуказанные особенности его подвига и аскезы, чаще всего изображается в своем пастырском лике со святой Чашей в руках.
Сохранились также прижизненные портреты и фотографии святого.
Где находятся мощи
Его мощи, по свидетельству ряда источников, находятся под спудом в основанном им же св.Иоанновском монастыре, что на Карловке г.С.Петербурга. Адрес обители: наб. реки Карповки, 45, Санкт-Петербург
О чем молятся прав. Иоанну Кронштадтскому
Учитывая, что при жизни св.Иоанн Кронштадтский исцелял болящих, помогал нуждающимся, молился о спасении России, то об этом – исцелениях, помощи в нуждах, восстании нашей страны и ее народа и т.п., молитвенно просят его верующие и ныне.
Чудеса, произошедшие по молитвам к святому
И как при жизни, так и сейчас он помогает просящим с верой. Множество свидетельств такой помощи сестры св.Иоанновского монастыря собрали в изданной и неоднократно переизданной ими книге «Светильник веры и благочестия». Вот одно из таких ярких свидетельств:
«5 декабря 1990 г. Валентину Николаевну Красавцеву с приступом желчнокаменной болезни увезли в больницу. При операции у нее обнаружили в печени раковую опухоль в очень запущенном состоянии. Предварительный диагноз гласил: «цирроз печени и аденома поджелудочной железы 4 степени». С начала марта 1991 г. больная была помещена на обследование в НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова в пос. Песочном. 16 апреля 1991 г. консилиум врачей пришел к заключению: «Раковая опухоль забрюшинного пространства. Множественные метастазы печени». И далее, с пометкой «на руки больной не давать!», заключение: «Размеры и распространение опухоли не позволяют выполнить радикальное оперативное вмешательство, по своей гистологической структуре опухоль не может быть подвергнута лучевой терапии. Больная выписана под наблюдение онколога».
Молитвенная помощь которого не оставит и нас в наших нуждах, только бы мы имели веру! Молиться праведнику кратко можно так:
……………………………………….
Если вы хотите научиться глубоко молиться, избегая множества ошибок и препятствий в общении с Богом, чтобы иметь всегда силу, радость, мудрость, а также очищать, насыщать поле семьи и ваш род чистой благодатной Божественной энергией, то получите мой видеокурс «СИЛА МОЛИТВЫ. Как сделать молитву сильнейшим инструментом преобразования жизни» здесь, нажав на банер ниже