Рассказ из Йоги в Православие.

Рассказ из Йоги в Православие. С вами духовный коуч Фатеева Елена.

Продолжаю рубрику «Мой путь к Богу»

Здесь в этой статье вы узнаете жизненный путь человека, который глубоко вошел в изучение йоги и постепенно пришел к Православию. Я не отрицаю никакую религию, как бескомпромиссную секту (хотя есть реально и они), но воспринимаю 5 основных религий мира как виды познания человеком Бога.

Однако именно Православие для меня высшая форма контакта с Богом, вершина пирамиды развития человеческого сознания на нашей земле. Поэтому полезно послушать как люди эволюционируют, что их привлекает в том или ином учении, и как они идут по жизни к Богу.

…………………….

Рассказ бывшего йога<br><span class="bg_bpub_book_author">Георгий Солдатов</span>

Рассказ бывшего йога
Георгий Солдатов

– Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу» о тех людях, для которых на их пути в Церковь много пришлось переосмыслить, от многого отказаться. Что движет этими людьми, что дает им силы, мы беседуем с нашими гостями.
Многие наверняка слышали о йоге, и сегодняшний наш гость знает об этом не понаслышке. Но для начала, Георгий, может быть, Вы расскажете немного свою предысторию того, с чего начинался Ваш духовный путь, прежде чем привести к занятиям йогой?

– В студенческие годы я вел в свободное от учёбы время достаточно праздный образ жизни, и в какой-то момент понял, что нет сил, нет желания, нет радости жить той жизнью, которой жил. И когда какие-то моменты рядом происходили, какие-то продолжались вечеринки, гуляния – ну, это студенческие годы, – я понимал, что не знаю, что делать, что такое со мной, если вчера я радовался и был весел вместе со всеми, а сегодня вдруг бегу от этого.

И ещё одиночество. На тот момент я уже был верующим, но не знал где Бог. Я как-то подсознательно понимал, если что-то не то, значит, наверное, я как-то от Бога отошёл, если у меня нет ни радости ни спокойствия. Стал искать и увидел объявление в интернете про семинар по йоге. Было написано, что это даёт жизненные силы, что это духовная практика. Я решил попробовать, и в ближайшее какое-то время пошёл на занятия в клуб «Сат Нам» на Покровке.

– Вы себя к тому времени как-то осознавали, как христианин, или нет?

– Не осознавал себя как христианин, но с детства читал молитву «Отче наш» и верил в Единого Бога. Но это не мешало мне параллельно читать книжки Карлоса Кастанеды и верить, что это тоже пусть к Богу; читать практики популистского характера как «Трансерфинг реальности», оккультные практики – во всём этом видел также пути к Богу.

– Когда Вы оказались на этом первом семинаре, что именно Вас там как-то зацепило?

– Это первое занятие было не семинаром, просто занятие. Сразу дало силу и радость, захлестнуло каким-то энергетическим и радостным подъемом, который длился где-то один день. Потом потихоньку пошло на спад, и я понял, что хочу снова окунуться в эту энергию. Начал ходить, стал практиковать уже на занятиях, в свободное время – я тогда в общежитии жил. И так длилось где-то два года.

В это время я уже закончил учёбу и перешёл работать, также продолжал практиковать, пытался углубить уровень. Начал читать различную духовную, если можно так сказать, литературу древних авторов, индийских и современных.

– То есть это были и такие популярные изложения «Йога-сутры Патанджали», что-то в этом духе.

– Да, именно «Йога-сутры Патанджали» и «Хатха-йога Прадипика», и современного автора – Маршалл Говиндан.

– У Вас какие-то были постоянные учителя или от раза к разу были разные люди?

– Первые учителя, которые преподавали «Йогу 23» и «Йогу-кундалини», были где-то около двух лет. После того, как стала отсутствовать возможность ходить на занятия в клуб, я продолжил практику дома, но продолжал посещать какие-то семинары, тренинги и в Москве, и в Подмосковье. И тогда уже не было кого-то одного, учителя, я как бы уже искал, так сказать, внутреннего учителя, искал ответ уже в себе.

– На протяжении этих нескольких лет какие изменения в Вас происходили? Вы сказали, что в первый раз ощутили такой эмоциональный подъём, если посмотреть ретроспективно, по мере того как Вы углублялись, что происходило?

– Всё чаще нужно было проводить практику. Практика включала в себя, помимо выполнения асан, пение мантр, дыхательные упражнения, и, если какой-то был перерыв дольше, чем обычно, состояние падало и возникала тяжесть, поэтому без практики я уже длительное время существовать не мог.

Ещё интересный момент тут стоит сказать: что вот эта сила, которая давалась от пения мантр, от выполнения асан, где-то через два-три года я стал это замечать, когда уже работал, она была такой грубой, на мой взгляд, как-то воздействовала на меня, что я выше людей, по крайней мере, и в моем сознании, и люди это чувствовали. И сейчас я понимаю, что эта сила не от Бога – это без сомнения.

– А что Вас привело к тому, чтобы всё-таки этот путь прекратить и прийти в Церковь?

– В один момент бросились в глаза заповеди блаженства Христа. На тот момент я был уже уверен, что все пути ведут к Богу и думал, что православие тоже к Богу ведёт, как и буддизм, как и ислам, ну, йога – самый быстрый путь, напрямую. Вот я это запомнил и пошёл дальше, дальше стал практиковать йогу.

А потом, в какой-то момент, с внешней стороны жизни было всё прекрасно – было повышение на службе, был на хорошем счету у руководства, практиковал йогу… А внутри при этом стал замечать огромную напряженность и злость, от которой не знал, куда деться. Я понимал, что я сдерживаю это, и для меня это вообще очень стоит больших усилий сдерживать.

Замечал, что асаны, мантры не приносят расслабление, то есть вот это внутреннее состояние какой-то наполненности злостью – я не знал как и куда его деть. И в такой момент поехал в Оптину Пустынь. Причём если еще более точно описывать состояние, то мне даже говорить было сложно, настолько была вот эта злость, что она даже влияла на какой-то добрый обычный разговор.

Поехал в Оптину Пустынь, будучи уверен что я иду к Богу, и что здесь я глупых монахов и священников сейчас встречу, и они мне начнут что-то говорить, что Христос, путь через Христа – это единственное, а йога – это… Ну, примерно знал что. Один день я не ходил на службу, купил книжку Варсонофия Оптинского «Келейные записки», начал читать, и ещё какую-то книгу.

И что-то меня зацепило, что я решил исповедоваться и причаститься. Я не знал, как это делать, у бабушки в общежитии спросил, как это сделать. Она мне сказала, что нужно прочитать каноны, прочитать последование. Начал читать, бросилось в глаза: что это за молитвы, что это за слова, где я там хуже всех, я там грешный, окаянный, когда я столько дел на работе делаю – что это такое!..

Ну, пошел, исповедался. К пяти утра встал, всё, что вспомнил, рассказал и причастился. Первый раз не было какого-то полета. Но через несколько часов я уже ехал домой и заметил, что я могу спокойно говорить, даже с улыбкой – мама тогда позвонила.

Потом заметил, уже через несколько дней, выйдя на работу, что какие-то ситуации, которые раньше меня цепляли, и которые я, несмотря ни на что, готов был доводить до конца и отвечать на нехороший поступок подобным образом намеревался, – то я понял, что я не хочу этого делать.

И как-то расширился мир, как-то вдруг более он светел, что ли, стал. Те люди, которых я последние годы видел, они добрее стали для меня. Я не ожидал, что они на самом деле-то добрее. Я с тех пор пошёл на воскресную службу и понял, что уже без воскресной службы я не могу. Пусть даже она без причастия, но нашел в воскресной службе место, где есть какое-то приподнимание от земли, от работы, от какого-то пустого общения – место, где встречаешься с Богом, окунаешься в Него, и уже без этого не смог.

А потом было, я не помню через какое точно время, причастие, когда я уже не знал после причастия, где я нахожусь. Не те слова – понятно, что в теле находился, – но настолько окутала какая-то светлая-светлая любовь, настолько я каждому смотрел в глаза и я удивлялся, как я раньше не видел в глазах вот этого – души, человечности, и понимал, что я в себе это уже начал как-то опять открывать, уйдя от этого.

– А Вы уже после первого причастия отказались от йоги?

– Нет. Интересный момент: думал, что йога всё равно это путь к Богу, и продолжал практиковать, уже чуть меньше. И тут неверующий друг мне сказал: как ты ходишь в храм и занимаешься йогой, православие же против йоги!

Я задумался и, действительно, открыл ресурсы, купил литературу – и до этого уже встречал у святых то, что йога – это путь тупиковый, и вопрос этот на самом деле сидел во мне, но я боялся его, наверное, йога очень глубоко во мне была.

И помог сайт: там собраны слова святых про йогу, про Веды, про буддизм. И из этого ресурса четко понял, что святые в православии, которые действительно от Бога, которые носители Духа, близкие к Богу, они все говорят, что йога – это от лукавого, что идея реинкарнации – это выдуманная специально лукавым идея для того, чтобы уводить людей от Бога, вводить их в заблуждение, что в этой жизни можно погрешить, в следующих можно это всё искупить, что шансов много, а здесь в принципе можешь расслабиться пока и отдыхать.

Прочитал Вашу книжку про йогу, прочитал высказывания Паисия Святогорца, Николая Сербского и понял, что истина не может распыляться, противоречить сама в себе. Понял, что если я буду продолжать верить в какие-то идеи вне веры святых, я, получается, предателем буду и отступником, так нельзя. Я принял решение, и на уровне сердца мне сразу стало легче. Я понял, что да, вот так и есть, это всё это ложь. А потом у меня уже не было сомнений. Приняв это, понял и внутри.

– А после того, как Вы прекратили уже занятия йогой, какой след она оставила в Вашей душе в этот период? Может быть, что-то, с чем Вам потом приходилось как-то бороться, преодолевать?

– Оставила на уровне тела, или, можно сказать, на энергетическом уровне, который существует на самом деле, и с которым, действительно, йога дает возможность работать за счёт внимания, но что не является чем-то положительным, скорее это является лишним и отводит от настоящей духовной практики. Оставила, наверное, увеличенные некоторые страсти, которые, может, не дают покоя, и с которыми приходится в постоянном режиме бороться, и которые реже встречаются вне йоги.

– Я вспоминаю, это было довольно давно, я не был тогда священнослужителем, как-то ехал в поезде и моими соседями по купе оказались мужчина и женщина. Они были также не знакомы друг с другом, но разговорились, и оказалось, что они оба занимаются йогой.

И мне запомнилось, что мужчина говорил, что их наставник, или тренер по йоге, она совсем сумасшедшая, и говорил, кто серьезно этим занимается, они просто с ума сходят, и ещё какие-то примеры привёл. Женщина с ним согласилась, она к тому же выводу пришла. Но при этом они сделали такой вывод: если серьёзно занимается человек, он с ума сходит, но если немножко, то можно.

Мне это было смешно слушать, потому что, если серьезное воплощение этого пути, если, так сказать, его совершенство вы сами называете сумасшествием, то, может быть, немножко сумасшествия тоже не надо в себя вносить.

По Вашему мнению, и по наблюдению за другими людьми, с которыми Вы занимались, сталкивались, – ведь Вы же практиковали какое-то время, ходили с другими людьми и на семинары ездили, то есть Вы видели довольно много людей которые практикуют йогу, кто-то, может быть, и больше, чем Вы, практиковал, – на Ваш взгляд, какое изменение на человека оказывает, действительно ли это в чём-то ему помогает, а в чём-то мешает, чего больше, и стоит ли оно вообще того, чтобы влезать в это?

– На мой взгляд, ответ очевиден – что не стоит влезать совсем. Йога-центры современные, где дается несколько асан с целью небольшого улучшения физического здоровья всё равно опасны. Что касается людей, которые долго практикуют йогу и которых я видел, мне вспоминается первая преподавательница, не буду называть ее имени. Она много лет практиковала и пришла в этот путь после наркотической зависимости, причём это известное явление, что много лиц, страдавших от наркозависимости отходит от неё путем практики йоги, потому что йога дает удовольствие, наверное, близкое к наркотическому – вот это чувство удовольствия.

К другим примерам можно отнести людей, которые искренне занимались практикой и дома, и на тренингах, и искали Бога в них. И такие примеры у меня вызывают сочувствие, сострадание из-за того, что они идут не по тому пути. Дай Бог, чтобы они рано или поздно пришли, как многие из монахов, которые тоже когда-то практиковали йогу, и поняли, что она ведёт в тупик.

– Здесь хотел бы ещё такой вопрос задать, потому что доводилось мне на эту тему в Индии беседовать с русскими, которые там живут, и у нас, конечно, доводилось сталкиваться. Адепты йоги у нас довольно болезненно реагируют на какие-то критические замечания, хотя на самом деле даже и в Индии, кстати говоря, раздаются иногда критические замечания по поводу йоги, то есть это не только со стороны христианской звучит.

Опять же, слова про такой чудодейственный лечебный потенциал, врачебный потенциал йоги – он, скажем так, тоже не однозначный. С одной стороны, есть люди, которые говорят, что им это помогло, и это нельзя отрицать. С другой стороны, единственная общенациональная диспансеризация в Индии выявила, что йоги более больные люди, чем в среднем по стране. И это тоже факт, который нельзя отрицать.

С третьей стороны, опять же, есть врачебная гимнастика, которая не имеет никакого отношения к йоге, и тоже очень многим людям помогает, и это, кстати, без всякого отношения с йогой. Многие люди говорят: ну а если мы весь этот индуизм не будем практиковать, а только будем хатха-йогу, то есть только телесные упражнения. Но всё телесное, тем более, если это целый комплекс телесных каких-то упражнений, он не формируется независимо от какого-то мировоззрения – это продукт определенного мировоззрения, продукт определенной веры.

Точно так же как у нас наше телесное положение в храме: молитва стоя, поклон, крестное знамение – это выражение нашей веры. И именно такое положение, такие телесные движения найдены наиболее адекватно выражающими нашу веру. Точно так же эти позы, эти движения – соответственно, это выражение определенных взглядов, определенного мировоззрения.

И если есть желание просто заниматься чем-то, не связанным с индуизмом, то лучше просто рассмотреть огромное множество лечебных гимнастик, которые составлены людьми – и составлены людьми не глупыми, которые доказали свою эффективность, которые нередко прописывают в больницах, и там никакого индуизма нет. Зачем обязательно обращаться к тому, на чем, скажем так, весь этот ярлык йоги?

– Отче, согласен полностью. Много есть практик работы с телом, которые дают положительный результат. В числе других могу отметить «Исцеляющий импульс» Голтиса, православного человека, который был когда-то прикован к постели, и за счёт работы с телом мало того, что встал с постели – ещё стал заниматься единоборствами и разработал такую систему.

А что касается того, что хатха-йога отдельно от раджа-йоги, это неправда. И это прописано во всех текстах священных о том, что хатха-йога – это работа с телом, это основания; а дальше идёт королевская йога – это работа с дыханием, работа с вниманием, работа с мантрами, с молитвой – на самом деле, бесами.

И что касается исцеления, я думаю, все случаи исцеления в йоге они имеют аналогичный эффект, как и случаи исцеления экстрасенсами и колдунами, когда какая-то болезнь бесом, темной силой, как-то затмевается, а если она была раньше – от этой же темной силы.

Как мы знаем из Евангелия, что женщина восемнадцать лет была связано лукавым, то есть болезни тоже бывают от темных сил, и здесь, соответственно, эффект исцеления – временного исцеления – очень большой ценой, потому что за это исцеление человек расплачивается душой, за это исцеление он отходит от Бога.

– За то время, когда Вы начали вести церковную жизнь, что ещё Вы бы могли сказать, что ещё она привнесла в Ваше самоощущение, в Вашу жизнь, в Ваши отношения с другими людьми, с близкими?

– Кардинально поменялось, на мой взгляд. Она вернула, во-первых, искреннюю радость, искреннюю доброту. Дала терпение какое-то, которого раньше было гораздо меньше. Дала силу, сталкиваясь с какими-то проблемами, осознавать защиту Бога настоящую. То есть не сомнение, защищает меня сейчас Бог или нет, а полную. То есть у меня нет сомнений, что я по тому пути иду, где есть Бог.

Дала встретить друзей, единомышленников, которые стали также близки, как и мои друзья с детства. Это очень ценно, когда встречаешь людей, близких по духу. Дала примеры в виде святых православных, в виде, может быть, непризнанных святых старцев – и русских, и с горы Афон, которые являются гигантами духа, гигантами любви, гигантами смирения, на которых можно равняться, идя по жизни.

Здесь стоит сказать, что наличие святых в православии было одним из серьезных аргументов, которое позволило также осознать, что православие истинно. Потому что столько людей от Бога, таких близки к Богу – в других путях нигде нет. А если учесть тот факт, что все эти люди говорят разными словами, разными делами одно и то же, свидетельствуют об одном Боге, обо всех вещах вокруг, имеют одно мнение, идущее от Бога – вот это единомыслие святых, живущих в разных поколениях, в разных тысячелетиях, и которые ничем не отличаются от духа ветхозаветного, и от слов, и от мнения ветхозаветных святых, апостолов – тут все сомнения у меня сразу развеялись, что это именно от Бога.

Потому что не могут тысячи людей выражать Дух один на протяжении тысячелетий, если он не от Бога. И если они еще и готовы умереть за это, и если всё это согласуется с Писанием, и если это выражается в чудесах.

– Кстати, можно сравнить с Индией, хотя известно, что Индия такая страна аскетизма, святой Николай Сербский говорил, – там всегда было очень много аскетов, но каждый учил чему-то своему. Поэтому даже свести индуизм к чему-то как бы к единому, крайне сложно даже для самих властей индийцев.

Посмотрите, как индуизм там в Конституции Индии формулируется – это очень-очень широкое понятие. Ну, фактически, главное признавать Веды, а у каждого свое собственное учение, каждый в какое-то свое собственное тянет, такого единого стройного понимания учения догматического, как в православии, там даже искать напрасно, потому что каждый хочет показать себя, каждый что-то хочет привнести свое.

– И это меня в один момент смутило. Потому что читаю в «Хатха-йога Прадипика», что верен один путь; в «Йога-сутры Патанджали» уже вижу, что верен немного другой путь. В семинаре мастера йоги вижу, что уже неоязычество, и Велес, Перун и Сварог – это тоже истинный путь. И десятки, сотни несостыковок однозначно откладывают отпечаток и вызывают сомнение. Если это истина, как здесь может быть столько путей, и каждый из них говорит, что он правильный? Почему здесь вдруг с языческими богами есть какая-то параллель?

– Да, действительно, это кто в лес, кто по дрова, особенно на нашей почве люди додумывают чего-то. Большое спасибо Вам за Ваш рассказ. Помощи Божией Вам на выбранном пути, храни Вас Господь. Напоминаю для наших зрителей, что вы можете прислать ваши вопросы, замечания, предложения на наш электронный адрес. Храни вас Господь.

 Ведущий ‒ иерей Георгий Максимов

Гость ‒ Георгий Солдатов, юрист

Видео-источник: Телеканал СПАС

Мою статью «Эзотерика и оккультизм — чем отличаются» читайте здесь.

 

………………………………..

разделитель

Хотите узнать, как найти настоящую духовную школу без риска попасть в негативную энергетическую воронку минусового направления, течения, религии, и выбрать именно то, что подходит именно вам для духовного развития, то получите мой видеокурс «Выбор пути духовного развития», нажав на банер ниже

Стрелка движение

Выбор пути духовного развтия

РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.