Духовная жизнь. Базовые навыки современным языком. 55 необходимых умений. С вами духовный коуч Фатеева Елена.
Мой опыт осознанной духовной жизни составляет ровно 20 лет в 2021 году. Именно в 2001 году я находилась в глубочайшем кризисе своей души, на грани жизни и смерти. И только по молитве, которая была сравнима с воплем о помощи в Небо, Бог привел меня в нужную школу, где и показал мне Путь, Свет и Истину. Моя жизнь разделилась на «до» и «после». До я жила без Бога, после — осознанно с Ним.
И с тех пор я постоянно работаю над собой, зная цели и смыслы человеческой жизни. И это мне в радость. Потому решила и с вами поделиться тем, что осознала и наработала за эти 20 лет.
Не все пришло сразу, на многое ушли годы, чтобы понять что и как делать со своей душой и телом. И были периоды застоя, непонимания, отчаяния. Приходили и уходили настоящие и ложные наставники. И все это дало опыт.
И я точно могу сказать, что независимо от обстоятельств и многочисленных ошибок, Господь всегда выводит человека опять на верную тропу Жизни, если в душе остается вера и устремление к Нему.
Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой […] Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя… (Исаия 43:1, 4а).
Поэтому то, что я пишу здесь есть живой опыт моей судьбы, а также выводы моих многочисленных наблюдений за близкими и учениками. Надеюсь, что эта статья будет полезна и вам, так как жить духовной жизнью надо осознанно, понимая к чему конкретно стоит стремиться и какими способами, чтобы прийти к единственной цели — полному воссоединению души с Богом и Царствию Небесному.
И чтобы достигнуть этой цели, надо много работать над собой, взращивая свою Личность в Боге.
В книге Иоанна Лествичника «Лествица» изложено по сути все то же самое, но понять ее бывает трудновато из-за специфики языка того времени и того, что эта книга была предназначены для монахов. Поэтому буквально перенести в нашу современность то, что там сказано не получается. А если четко не осознавать какие задачи стоят перед душой и какими методами можно их решить, то тогда к чему стремиться? Как над собой работать?
Хочу сказать еще про то, что большое количество внешне верующих людей считают, что достаточно регулярно ходить в церковь, вычитывать дисциплинированно правильные молитвы, участвовать в Таинствах, и тогда уже не надо никакой работы над собой — Божья благодать все сделает за них сама.
Но хочется спросить таких людей — почему вы ходите годами в церковь, много молитесь, а еще не святы? Почему ваши грехи лежат на поверхности, вы каетесь в них годами, произнося на Исповеди одно и то же, а ничего не меняется? Почему все святые старцы вели неустанную внутреннюю борьбу со своими пороками совершенно конкретными методами, а вы нет? Может быть стоит задуматься и что-то в своей картине мира поменять?
Такая часть людей отличается типичными разговорами. У них речь идет всегда только о вычитанных молитвах, обсуждении когда какой церковный праздник, какие службы, какие иконы куда привезли, в какой монастырь нынче есть паломничество или какое чудо где-то свершилось. Беседы о работе над собой практически никогда не ведутся. Поэтому найти с ними общий язык бывает очень сложно.
И на фоне многочисленных знаний как правильно себя вести в церкви и вычитанных духовных книг, которые мало применяются в реальной жизни, развивается еще и гордыня невероятных масштабов, когда такие люди начинают тебя поучать на каждом шагу, но именно внешнему, а не внутреннему.
Однажды священники разрешили мне после Литургии сделать в храме объявление, и я предложила прийти ко мне на живой тренинг по управлению гневом. Священство той церкви тогда не посчитало нужным объяснить прихожанам, что учиться и работать над собой непрестанно просто необходимо. Я одна призывала, как глас вопиющего в пустыне, а навстречу мне выкрикнули такую фразу: «Зачем нам ходить по тренингам, если мы участвуем в таинствах церкви?» И объяснить тем людям, что Бог ждет вашей усиленной работы над собой, чтобы вы не были иждивенцами у Него в духовном смысле слова, было невозможно.
Инфантилизм, к сожалению, процветает в современной церковной среде по причине лени и жизни без осознанности, внешней обрядовости, которая часто подменяет мистическую, реальную жизнь с Богом. Ведь это потребует напряжения всех внутренних сил, а проще заучить дисциплину церковных богослужений и ни о чем больше не думать, надеясь, что Бог исполнит за них ту работу, которую эти люди просто вынуждены совершать над собой сами.
Передовые в плане внутренней духовной жизни священники прямо взывают со всех информационных каналов: — «Люди! Не свечи, ни записки, ни паски, ни вербы, не стояние бездумное в церкви и не вычитанные молитвы главное! Работайте постоянно над собой, совершенствуйте душу с Божьей помощью!» Но их мало кто по — настоящему слышит. Люди в большинстве своем ждут волшебной таблетки от Бога, не желая себя напрягать даже ради вечной жизни в Царствии Небесном.
Пришли ко мне и остались на несколько лет в группе только те, кто уже в своих внутренних поисках были в полном тупике, и не могли найти в обычной церкви ответы на свои внутренние вопросы. А так как я сама ищу методы и иду тем же путем постоянной внутренней работы над собой, то мне легче делиться свои живым опытом и излагать на основе учений святых старцев те принципы и задачи, которые заложены Богом в наш земной Путь.
Другая крайность — это работа над собой чисто психологическими методами, не соединяя в себе воздействие Божьей благодати и усилий человека, то есть не выходя на Синергию — сотворчество Бога и человека в деле спасения души.
Многие мои знакомые психологи проходят через серьезнейшие кризисы в жизни и работе, когда они идут путем применения в личностном росте только чисто земной психологии. Так на одной из лекций психолога, который называет себя «православным» я слушала в течение часа теорию внутреннего устройства нашего сознания на основе учения З. Фрейда, который сам очень печально (самоубийством) закончил свою жизнь неверующего человека.
Хотя в учениях святых старцев можно найти глубочайшее изложение внутреннего устройства души человека. Хотя бы в книге Пестова Николая Евграфовича «Современная практика православного благочестия», которую я очень люблю и считаю, что она должна быть настольной. Биография автора просто удивительна и эту книгу, которая вся пронизана сингуляром опыта святых отцов, берут за учебник в духовных семинариях.
И когда слушатели стали задавать вопросы данному психологу — что же нужно делать в первую очередь, чтобы себе помочь в тяжелой ситуации, то прозвучали от лектора все советы на уровне чисто земных действий: расслабиться, отвлечься и т.п. И когда я сказала, что молитва есть первое средство себе помочь, то этот психолог заявил мне, что пусть сначала ученые докажут как действует молитва, а потом он будет так считать.
Вот вам еще один пример как не надо работать над собой, потому что это исключает участие Бога и оставляет только усилия человека преобразовать свою душу, что практически невозможно. Да, человек может совершить какие — то действия у себя внутри с помощью психологии: что-то пересмотреть, что-то отпустить, облегчить и т.п. Но вырвать с корнем свои грехи, полностью очистить душу, научиться любить безусловной любовью друзей и врагов, приблизиться к святости без Бога не получится.
Не пугайтесь, что навыков, которые я изложила на основе своего опыта внутренней жизни может показаться много. Они условно поделены на духовные и психологические, но все между собой пересекаются. Духовные навыки касаются больше мировоззренческих позиций, когда человек, пришедший к вере, постепенно, с годами меняет свои ориентиры на Пути Жизни, приучая себе мыслить иначе и ставить другие цели.
А психологические навыки являются больше прикладными, то есть инструментарием, который позволит эти цели достичь работой на уровне эмоций, мыслей и действий.
И нарабатывать их надо по мере необходимости, то есть когда сама Жизнь подводит вас к тому или иному осознанию и потребности что-то в себе поменять.
Образ дуба
Держите в голове образ дуба. Он никогда не вырастет мощным за один год. Молоденькие дубки легко сломать двумя пальцами. Но взрослый дуб достигает 50 метров в высоту и 7 метров в диаметре.
Когда понятно что в себе нарабатывать для достижения поставленной цели, тогда появляются конкретные задачи, которые можно и нужно решить. Это и есть цель данной статьи. И она для тех, кто ищет, кто действительно стремиться очистить и преобразовать свою душу совместными усилиями Бога и человека на пути в Небо.
Все постепенно. И разовьете вы эти навыки также постепенно. Но не за 1 день.
«Жизнь — это громадная мастерская, в которой души готовятся на небо», — слова епископа Л. Буго.
Еще пару слов о том что такое навыки и как они формируются.
Навык — это…
Под навыком мы подразумеваем часть деятельности, способность человека автоматически повторять одно и то же действие в духовной или земной деятельности (печатать на клавиатуре, читать, писать, играть на гитаре, молиться и т.д.). Проще говоря, это то, что вы хорошо научились делать.
Таким образом, навыки – это сугубо полезные действия-автоматизмы, закрепившиеся в результате практики.
Навык — это действия, совершаемые с помощью волевого компонента: надо — делаю, не надо – не делаю.
Навыки не имеют ничего общего с талантами, то есть врожденными способностями человека.
Задатки таланта присутствуют с момента рождения у каждого человека, их нужно только развить. Навык же – это приобретение умений «с нуля». Они находятся там, где вы имеете больше всего опыта.
Навыки выполняют очень важную функцию – они делают жизнь человека проще, а деятельность эффективней в духовной и материальной сферах жизни.
Каждая личность в разной степени обладает своим набором навыков: они смешиваются, дополняют друг друга.
Нюансы формирования
Обучение навыку происходит в три этапа:
- объяснение – человек должен понимать саму задачу и видеть способы ее решения;
- тренировка – последовательное выполнение необходимых действий под контролем сознания;
- доведение до автоматизма – навык формируется и сознание перестает контролировать воспроизводимые действия.
Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.
Есть небольшое искушение, что в навык может превратиться в рутинное занятие, в котором уже нет чувств и радости, но это можно исправить, внося в него творчески все новые способы реализации. Например: изменять утреннее правило на другие, близкие по сердцу молитвы, читать не всю Библию подряд, а только то, к чему тянется сердце и т.д.
А вот что написано о привычках, то есть о тех же навыках в выше упомянутой мною книге Пестова Н. Е.
Глава 19. Привычки
Старец Силуан так пишет об этом:
«Жизнь свою я провел в добре и в грехах и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа и ум могут приобрести привычку. К чему привыкнет человек, то так и делает.
Если привыкнет ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благодатью.
Так, если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.
Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге».
Вместе с тем надо помнить, что изменения в росте духовного организма происходят постепенно и медленно, как и рост и изменения всякого организма из растительного и животного мира.
Господь Сам говорит об этой постепенности, когда сравнивает рост Царства Небесного в душе человека с медленным и постепенным ростом растения (Мк. 4, 26–32).
Как пишет прп. Исаак Сириянин:
«Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою. Если же однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою».
Итак, в развитии своих добрых привычек и добродетелей нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но лишь на достижение результатов после постоянных усилий при постепенности в отношении трудности поставленных перед собою задач.»
Итак, вот список тех навыков — привычек, который я для себя вывела за 20 лет и которые в себе постоянно развиваю, так как процесс нашего развития и совершенствования бесконечен, и выходит далеко за пределы земной жизни. По некоторым из них у меня есть для вас конкретные курсы или тренинги. И где вы видите ссылку, можете переходить на страницу с описанием программы (или там будет полезная статья) и в короткие сроки обучиться, так как я излагаю в своих учебных программах уже сингуляр многих лет работы над собой, что сократит для вас существенно время и силы, и поможет наработать то необходимое, к чему вас подводит Божий промысел.
Список навыков.
Духовные навыки:
- Навык держать в сознании за цель совершенство души и достижение Царствия Божьего, соединения души с Богом.
- Навык изменение мировоззрения с земных ориентиров на Божественные Заповеди, которые надо постоянно держать в сознании как ориентиры пути.
- Навык учиться любить Бога, выстраивая отношения с Ним как сын с любящим Отцом.
- Навык постоянно помнить о Боге и жить в сотворчестве с Богом, то есть делать все дела для Него и с Ним. Ходить пред Ним всегда.
- Навык иметь в жизни только один образец поведения в любой ситуации — Бога! (а не земные авторитеты).
- Навык непрестанной молитвы.
- Навык участия в Таинствах церкви.
- Навык глубокого чтения Библии и творений святых отцов (не раздувая интеллект, а применяя это в жизни).
- Навык развития веры и надежды упованием на Бога, полного доверия Ему.
- Навык покаяния – умения признавать свои ошибки и исправлять их без обвинения других.
- Навык самопринятия и любви к себе, чтобы стать Личностью в Боге.
- Навык сохранять мир и покой в душе в любых обстоятельствах.
- Навык жить в радости. Рассматривать жизнь не как череду бед и страданий, а как подарок и учебник, задачи которого — подготовить вас к вечной жизни.
- Навык рассуждения во всем. Нет добродетели без рассуждения.
- Навык сверять свои цели и желания с промыслом Бога. Навык слышать Его подсказки.
- Навык жить по совести.
- Навык всегда помнить о смерти и ответе на личном суде Бога.
- Навык находить интуитивно и осознанно только проверенного самой жизнью духовного наставника (оффлайн или онлайн).
- Навык жить всегда в здесь и сейчас.
- Навык упорства в достижении целей. Вера в себя. «Царство Божие усилием берется» (Библия).
- Навык любви и сострадания к людям.
- Навык жить в гармонии с природой, растениями, животными.
- Навык благодарности Богу за все. Принять с благодарностью всю свою жизнь.
- Навык выхода из земных зависимостей отношений, мнений, шаблонов, авторитетов общества в свободу Божественной Истины.
- Навык всегда развиваться и меняться к лучшему до последнего дня.
- Навык умения выжить и воспрять духом с Божьей помощью в любых обстоятельствах. Выйти из проблем Победителем над собой!
- Навык быть верным одному направлению духовного пути, не распыляться на разные школы, религии, эгрегоры.
- Навык гасить в себе гордыню и тщеславие.
Психологические навыки:
- Навык брать ответственность за свою жизнь на себя.
- Навык жить осознанно. Умение понимать что происходит и учиться на своих ошибках.
- Навык тщательно подбирать созидательные слова, чтобы влиять ими на всю реальность.
- Навык самодисциплины и разумной самоорганизации.
- Навык лёгкого и простого, с юмором отношения к жизни.
- Навык умения примиряться с прошлым и отпускать его.
- Навык управления мыслями.
- Навык управления эмоциями.
- Навык управления гневом. Применение его только на благо.
- Навык позитивно мыслить и говорить.
- Навык самостоятельного выхода из уныния, депрессии и т.п. Не доводить себя сознательно до таких состояний.
- Навык применения и развития силы воли в работе над собой.
- Навык жить без хронического чувства вины. Не подменять надуманной виной покаяние.
- Навык справляться со страхами.
- Навык избавления от комплексов.
- Навык прощения и отпускания обид, чтобы вообще перестать обижаться.
- Навык психологически грамотного общения с людьми. Беречь отношения.
- Навык отдавать свои различные средства (десятину) без корысти и мудро в соответствии со своими возможностями.
- Навык ухода за своим телом, как храмом для души — здоровый образ жизни.
- Навык быть прежде всего самому себе целителем.
- Навык активной жизненной позиции. Делать все от себя возможное, остальное отдать Богу.
- Навык быть Мастером в своей профессии, чтобы реализовать предназначение.
- Навык осознанного и активного (не тупого) терпения.
- Навык вовремя расслабляться и отдыхать.
- Навык во всем знать меру.
- Навык содержать дом и вещи в чистоте, порядке и рациональности. Не копить ненужное.
- Навык тщательно подбирать круг общения, ибо оно заразительно в плюсе или минусе.
И в конце хочу привести вам слова святителя Феофана Затворника по поводу плодов постоянной и глубокой работы над собой.
Епископ Феофан утверждал, что все обетования, изображенные у пророков Ветхого Завета, исполнились во Христе и должны осуществиться в жизни христиан как ясно ощущаемая ими реальность. Для святителя было и нормальным и необходимым, что все глубоко верующие люди «испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче».
Добавьте в комментариях свое видение подобных навыков и поделитесь чем эта статья была вам полезна.
………………………………………….
А если вы хотите вместо уныния и маловерия научиться самостоятельно и легче находить кратчайший и правильный путь выхода из любой скорби, страдания, сложной ситуации, через духовный анализ, осознание духовных причин, понимание Промысла Бога в отношении вас и пошагового алгоритма выхода Победителем над собой и обстоятельствами, тогда присоединяйтесь к моему онлайн тренингу «Выйти из проблем Победителем!» прямо сейчас, нажав на банер ниже